Сейчас
результаты образовательной деятельности школ прописаны в федеральных
образовательных стандартах, это минимум, который выпускники должны
показать на едином государственном экзамене. Путь к этому минимуму, то
есть образовательную программу, сегодня выбирает учитель из перечня
рекомендованных министерством. Причем треть образовательного материала
учитель совместно со школой выбирает с учетом особенностей обучения в
своем учебном заведении. Создав перечень аккредитованных образовательных программ, Минобрнауки сузит существующие рамки. Именно
об этом говорится в материалах доклада президенту, которые подготовил
Андрей Фурсенко: «Примерные основные образовательные программы после
прохождения экспертизы будут включаться в реестр, который станет
общедоступным государственно информационным ресурсом. Решение о
государственной аккредитации будет приниматься в отдельности по каждой
образовательной программе». В
планах ведомства — создать механизм для аккредитации учебных программ,
реализуемых школами (до этого аккредитовалось только само
общеобразовательное учреждение и учебные программы оценивались в его
рамках). Сейчас при составлении программы учителя имеют только образец
тематического календаря, результат образовательной деятельности (он
прописан в федеральном образовательном стандарте) и выбор из рамочных
образовательных программ, рекомендованных министерством. Беря ее за
основу, педагог, исходя из образовательных направлений своей школы и ее
материально-технической базы, пишет свою программу. После составления
государственного реестра образовательных программ учителя смогут брать
подробно прописанные шаблонные программы оттуда. Нововведения
предлагаются ведомством, чтобы исполнить поручение Дмитрия Медведева,
данное в августе прошлого года по итогам заседания комиссии при
президенте по реализации приоритетных национальных проектов и
демографической политики. Тогда президент поручил Минобрнауки обеспечить
одинаково высокое качество образовательных программ общего образования
независимо от вида общеобразовательного учреждения. Выполнить это
поручение без типизации образовательных программ невозможно. В
пресс-службе Минобрнауки пояснили, что о создании федерального
стандарта неоднократно просили сами руководители общеобразовательных
учреждений. —
Главная цель — упростить написание общеобразовательных программ.
Обычно, когда учителя составляют свою программу, им приходится
перерывать очень большое количество информации, — рассказали в
пресс-службе Минобрнауки. — Реестр позволит педагогу брать оттуда
базовую аккредитованную программу, адаптировать под свой контингент
учеников и направленность школы и применять. На перспективу стандартизации образовательных программ в школах эксперты смотрят позитивно. —
То, что учителю не придется изобретать каждый раз велосипед, — это
безусловный плюс, — убежден Ефим Рачевский, член Общественной палаты. —
Нужно понимать, что есть различия между образовательной и учебной
программами. Образовательная намного шире и включает в себя учебную
программу. Рачевский
считает, что решения ведомства создать реестр аккредитованных
образовательных программ логично, ведь в итоге все равно все и лицеисты,
и гимназисты, и школьники сдают один ЕГЭ. Другой
эксперт убежден, что типизация облегчит жизнь школьников не только при
сдаче ЕГЭ, но и во время самого обучения. Нина Вавлен, директор
московской школы №1101, говорит, что если все школы будет обучать
школьников по типовым программам, то при переходе из школы в школу у
детей будет меньше стресса. —
С этой демократией в образовании мы никуда не придем. Должна быть
жесткая государственная политика в отношении стандартов образовательных
программ, — убеждена Вавлен. — Стандарты образования задают нам только
образовательный результат, а с появление реестра с аккредитованными
программами мы сможем их использовать. В ведомстве не смогли уточнить, когда именно начнется отбор программ и кто будет заниматься их лицензированием. Источник: Известия |