Это занятие мы рекомендуем не для всех классов, а только для тех, где есть активный интерес к курению или где большинство детей из курящих семей.
Цель: Первичная профилактика курения.
Задачи: 1. Информировать детей о влиянии курения на организм человека. 2. Развивать осознанное и критическое отношение к вредным привычкам. 3. Мотивировать к здоровому образу жизни.
Материалы: мел, доска, ватман, фломастеры, краски, карандаши, скотч Ход занятия: 1. Вступительное слово учителя. Мы сегодня будем говорить о влиянии некоторых ядовитых веществ на организм человека. 2. Упражнение «Мифы» Анализируются ответы ребят на вопросы письменной анкета, которая была проведена заранее и содержала вопросы, представленные ниже. - Что такое табак? - Какие люди курят? - Зачем люди курят? - Почему многие курильщики хотят бросить курить? - Чем опасно курение? Учитель комментирует их, отделяя правдивую информацию от «мифов». На каждый «миф» приводится эмоциональное и образное опровержение. (Не рекомендуется выносить эти вопросы на общее обсуждение, так информация, переданная по схеме «ровестник-ровестнику» может оказаться более убедительной для ребят, чем убеждения учителя. - Курение помогает в горе – умерший не оживет оттого, что я покурю. - В жизни все нужно попробовать – а никому не приходило в голову из любопытства попробовать собачьи экскременты? - Курение – символ независимости – ты просто предпочитаешь зависимости от родителей зависимость от сигареты - С сигаретой я выгляжу более взрослым (крутым) – если ты увидишь как курит ребенок из детского сада, ты подумаешь, что он взрослый? И.т.д. 3. Рассказ учителя о составе табачного дыма и влиянии курения на различные системы органов: В составе табачного дыма такие ядовитые вещества, как: никотин, смолы, канцерогены, радиоактивные элементы, соли тяжелых металлов, угарный газ, синильная кислота, аммиак, оксиды азота. Все эти вещества оказывают воздействие на различные системы органов человека: Дыхательную: горячий дым обжигает гортань, смолы оседают в легких и затрудняют газообмен, синильная кислота блокирует процесс клеточного дыхания, канцерогены повышают риск заболевания раком легкого Пищеварительную: ожоги пищевода, риск заболевания раком желудка Сердечно-сосудистую: никотин сужает сосуды, в т.ч. головного мозга, поэтому органы и ткани недополучают кислород и питание, угарный газ связывает гемоглобин крови, который переносит кислород к органам и тканям Нервную: никотин блокирует передачу сигнала от нервной клетки к мышечной. Половую: радиоактивные элементы вызывают мутации. Влияние табачного дыма на организм пассивного курильщика: все, кроме ожогов слизистой. /Рассказ должен быть научным и эмоционально отстраненным, не стоит живописно изображать страшные последствия курения. В пятом классе все уже знают о том, что капля никотина убивает лошадь, а хомячка разрывает на мелкие кусочки. После рассказа ответьте на все вопросы учащихся./ 4. Влияние курения на семейный бюджет. Ребятам предлагается решить арифметические задачи: Выкуривая по одной пачке сигарет, ценой 10 рублей, в день, сколько денег потратит курильщик за неделю, за месяц, за год. Если ребятам известно точно, сколько курят их родители, можно предложить считать для своей семьи. Ответы сообщать предлагается не в рублях, а в каких-либо полезных товарах или продуктах. /Например: мой папа выкуривает в неделю большой торт с кремом, в месяц полкило красной икры, а в год новую палатку и рюкзак./ Лучшие ответы можно отметить и наградить. 6. Почему не курить - хорошо ? Ребятам предлагается методом мозгового штурма найти как можно больше причин не курить. Ответы фиксируются на доске. Потом можно предложить ребятам нарисовать эти причины на ватмане, объединившись в группы по 4-6 человек, или индивидуально на листах формата А-4. Рисунки вывешиваются в классе. 7. Домашнее задание. Люди чаще всего начинают курить, потому что не знают, чем занять свободное время. Предложите способы интересного времяпрепровождения в одиночку и в компании.