Цель: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремительно понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей;
формировать представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
Ход мероприятия
Настоящая дружба
правдива и отважна.
Ф. Шиллер.
Истинная дружба должна
быть откровенна и свободна
от притворства и поддакивания.
Цицерон.
Кл. рук.
Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе.
Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность.
«Кто ищет дружбы с близкими, то себе заклятый враг»- писал в XII веке Шота Руставели.
Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
1.Все за одного, а один за … (всех)
2.С миру по нитке – голому… (рубаха)
3.Семеро одного … (не ждут)
4.Один в поле не … (воин)
5.Старый друг лучше … (новых двух)
6.Без беды друга не … (не узнаешь)
7.Нет друга, так ищи, а нашёл … (береги)
8.Где лад, там и … (клад)
Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
А теперь предлагаю вам послушать поговорки о дружбе, а вы попробуйте объяснить их смысл:
1. Трусливый друг опаснее врага
(в трудную минуту друг может испугаться и подвести).
2. Доброму коню найдётся много хозяев, хорошему человеку - много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).
3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает
(когда человек во всём тебе потакает, ему всё равно, какой ты на самом деле. Лучший друг-это тот, кто поможет тебе исправить и стать лучше).
4. Дружба дружбе рознь-иную хоть брось.
(когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют на другого, то такая дружба идёт только во вред).
5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.
(разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять навсегда).
6. Хочешь дружбы будь другом.
(когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга.)
Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким
понятием, как родственная близость.
Дружба предполагает взаимную помощь и единство в восприятии
окружающего мира и в отношении к нему. Вот, что сказал о дружбе
великий Вильям Шекспир:
«Настоящий друг везде.
Верим: в счастье и беде.
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь - он спать не может,
И во всём без дальних слов,
Он помочь тебе готов.»
Кл. рук.
А вот некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все
прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.
Послушайте в связи с этим стихотворением Агнии Барто
«Требуется друг»
Кл. рук.
Послушав стихи, давайте с вами порассуждаем:
* Какие качества вы больше всего цените в друге?
* Может ли быть у человека много друзей?
* Дружба и приятельские отношения - это одно и тоже?
А теперь после обсуждения, давайте уточним, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
Друг- человек близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
Товарищ- человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.
Приятель- человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Ровесник- человек одного с вами возраста, т.е. сверстник, одногодок, однолеток.
Кл. рук.
У каждого человека не так много друзей. Берегите друзей! Бывают мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. В литературе мы найдём немало примеров.
(Дети читают стих Л. Измайлова. «Монолог о дружбе» стр. 27-28, красная книга «Кл. рук. О Кл. часе »)
Однако существует ещё одно мнение о дружбе, как мне кажется, не
менее справедливое.
Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами.
Причём испытание мелочами, пожалуй, проходит труднение. Почему-то
именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных оби и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношениями. Берегите друзей! Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.
«Другу ты отдать сумей
Всё тепло души своей.
Всё отдал – богаче стал,
Что сберёг – то потерял.
Лишь тот не на год – навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу сохранит, пронесёт часто сквозь года».
Кл. рук.
И в заключении нашего занятия, мы попробуем выразить своё согласие или несогласие с утверждениями, которые помещены на экране в бланке для ответов нужно записать «да» (если вы согласны с утверждением),
«нет» (если вы не согласны) или «незнаю» (если вы не имеете чёткого ответа на данном утверждении). А на следующем занятии мы с вами обработаем результаты и сделаем выводы.
Спасибо всем ребятам за участие в Кл. часе, звучит песня о дружбе, а школьный библиотекарь обращает внимание ребят на выставку книг о дружбе и предлагает уч-ся их прочесть.