Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. /В.А.Сухомлинский/
Против всего можно устоять, но не против доброты /Ж.Ж.Руссо/
Любовь к родителям – основа добродетели. /Н.Радищев/
Справедливость – высшая из добродетелей. /Цицерон/
Бескорыстие – одна из самых похвальных добродетелей. /С.Сервантес/
Вежливость – первая и самая приятная добродетель. /Д.Локк/
Цель: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми; развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее; установление атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.
Задачи:
1.закрепить навыки бесконфликтного общения на разных уровнях; 2.мотивировать учащихся на развитие позитивных качеств личности (доброжелательности, толерантности, умению сотрудничать), анализ собственных поступков, коррекцию собственного поведения; 3.способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе. Методы и формы:
1.беседа 2.практикум доброты 3.ролевая игра 4.мозговой штурм 5.бумеранг мнений. Ход часа общения Нашу встречу я хочу начать строками из стихотворения М.Шехтера:
Немало встречается злого В любой человечьей судьбе, А скажут лишь доброе слово- И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути.
Нет дорого слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, всё же Мы вслух произносим его.
Человеческая доброта, душевная чуткость, милосердие, расположение к людям, умение радоваться и переживать за других людей, доброжелательность создают основу человеческого счастья. Уже в четвёртом веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». А учёные нашего времени провели психологический опыт, который позволил выявить, какие качества люди хотят воспитать в себе и какие они хотят видеть в других. И вот какие данные были получены.
Люди хотели развивать в себе качества:
1.Уверенности, решительности 46% опрошенных2.Выдержки, уравновешенности 30%3.Целеустремлённости, силы воли 30%4.Терпимости 12%5.Доброжелательности 10% А вот окружающим людям хотели бы добавить:
1.Доброты, человечности 50% опрошенных 2.Честности, порядочности 30%3.Взаимопонимания, сочувствия 22%4.Терпимости 16%5.Щедрости 12%Итак, люди желают себе больше твёрдости, а окружающим – побольше мягкости. Пожалуй, надо следовать правилу: пожелай себе того, чего желаешь другим. Вы чувствуете дефицит доброты в окружающих – значит нужно быть добрее самим.
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. И напротив, если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один. Я предлагаю вам сейчас показать свою наблюдательность и умение видеть в другом человеке хорошее.
1 задание Деловая игра «Комплимент»
Учащиеся берут листы с фамилиями учащихся своих групп, на которых они должны написать против каждой фамилии, что нравится в этом человеке, что привлекает в нём. В каждом отметить только хорошее, доброе – это могут быть черты характера, особенности внешности и поведения. Желающие зачитывают свои записи.
Как важно в жизни уметь подмечать всё самое доброе в человеке. К сожалению, люди подчас не стремятся к этому. Гораздо проще обругать, сделать замечание, усмехнуться, чем похвалить другого. Как неловко бывает поблагодарить водителя автобуса, который дождался вас на остановке, пока вы бежали к автобусу, или сказать продавцу «спасибо» за быстрое обслуживание. Но я глубоко уверена в том, что, говоря и поступая по - доброму, мы увеличиваем добро в мире. По этому поводу у Б.Окуджавы есть песня:
Давайте восклицать, Друг другом восхищаться, Высокопарных слов Не надо опасаться.
Давайте говорить Друг другу комплименты. Ведь это всё любви Счастливые моменты…
Давайте понимать Друг друга с полуслова, Чтоб ошибившись раз, Не ошибиться снова.
2 задание. Составьте цветовой диктант. Для этого вспомните добрые слова (солнце, мама, любовь, друг, улыбка и др.), напишите их на листке и раскрасьте их тем цветом, с которым они у вас ассоциируются. То же самое проделайте с плохими, сердитыми словами (ненависть, злоба, недруг, лицемерие и др.) как из получившихся оттенков приятнее вам? Почему?
Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить слова А. Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но, я думаю, никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Ведь даже когда человек уходит в монастырь, то он покидает суетный мир, чтобы общаться с теми, кто во многом похож на него.
Вспомните, ребята, произведение и автора, чей герой на протяжении 28 лет ощущал всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Как он боролся с этим? (Робинзон Крузо, известный всем по книге Даниэля Дефо, оказался на необитаемом острове. Первым делом он научил разговаривать попугая, разговаривал сам с собой, читал библию. Робинзон выжил, но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль, мечтая увидеть на горизонте парус корабля, который вернёт его к людям.). Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в театрах, музеях, кино. Он ходит в гости. Смотрит телевизор, читает газеты. Человек общается. Наши успехи в общении зависят, прежде всего, от того умеем ли мы выстраивать это общение.
3 задание. Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о доброжелательном, тактичном общении. У каждой группы на столе лежит конверт с пазлами и отдельными словами пословиц и поговорок. Сложите из них 2 пословицы и поговорки. Как они связаны друг с другом и чему учат вас?
1.Слово выпустишь, так и крючком не выловить. От приветливых слов язык не отсохнет. 2.Жизнь дана на добрые дела. Говорил день до вечера, а слушать нечего. 3.Спорить спорь, а браниться грех. Не смейся над старым и сам стар будешь. 4.Красна речь слушаньем, а беседа смирением. Слово пуще стрелы разит. 5.Кто бы и знал, коли б не сам сказал. От одного слова – да навек ссора. Мы много говорили сегодня о доброте. Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы сами относитесь? На эти вопросы вам поможет ответить тест:
1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть на подарки друзьям? 2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас мало это интересует, даже если это так? 3.Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное? 4.Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение? 5.Любите ли вы злые шутки? 6.Вы злопамятны? 7.Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует? 8.Умеете ли вы на практике применять свои способности? 9.Бросаете ли игру когда начинаете проигрывать? 10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы другого? 11.Вы охотно выполняете просьбы? 12.Станете ли вы подтрунивать над кем–то, чтобы развеселить окружающих? А теперь засчитайте себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и за ответ «нет» на вопросы: 2,5,6,8, 9,10,12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
В письме одному семилетнему мальчику Л.Н.Толстой писал:
«...Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти, учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, братьями, дворниками – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же , как учиться читать, писать , играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг всё больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым».
Итак, если мы хотим остаться людьми, нам надо учиться добру. Позвольте, дорогие ребята предложить вам некоторые советы, которые возможно, помогут вам в постижении этой трудной науки.
1.Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Добро, как и зло, заразительно. Сейте вокруг себя добро, и в мире его станет больше. 2.Помните о законе «отзеркаливания». Как вы к людям, так и они к вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше, а значит, и общество наше посветлеет. 3.Предполагайте в людях только хорошее. Человек, в которого верят и которого считают хорошим, обязательно станет таким. 4.Полюбите себя, поверьте в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других». 5.Не обижайтесь, надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ведь обида разрушает жизнь. Есть старинная русская пословица «кто старое помянет тому глаз вон». Я желаю вам подумать над этими советами и руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, то сегодняшняя наша встреча не прошла напрасно.